Гончарное производство в Илекском районе
http://narod.ru/disk/64231756001.269962849d5d265746017bf737e1a619/%D0%93%D0%BE%D0%BD%D1%87%D0%B0%D1%80%D0%BD%D0%BE%D0%B5%20%D1%80%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D1%81%D0%BB%D0%BE%20%D0%B2%20%D0%98%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%BC%20%D1%80%D0%B0%D0%B9%D0%BE%D0%BD%D0%B5.m4v.html
Воду зачерпнули в глиняный сосуд, и она возмутилась:
- Века я мою, глина, твои берега, но теперь ты объяла меня.
Глина отвечала:
- Ты увидела меня и не поняла. Я была всегда для тебя, как
одеяние, и ты не узнала меня. В тебе нет формы, а во мне - все формы мира.
- Кто же извлекает из тебя формы? - спросила вода.
- Был человек, - отвечала глина, - который спросил меня:
"Куда простираешься ты, поглощающая пространства?" До этого меня
чурались как грязи, а он постиг во мне семь форм. Первая форма - это тьма; вторая - вожделение; третья - незнание; четвертая - смертная ревность; пятая - царствие плоти; шестая - лукавство; седьмая - яростная мудрость. Эти семь
господств, да плюс душа и дух, соединяемые умом, владеют мною через слабые
человеческие пальцы. Они взметают меня ввысь городами и низвергают вглубь
темницами узников. Они наполняют меня, всем, что пожелает сердце их. Они
сделали меня сосудом для всего, что не вмещает душа их.
- Он бессмертен, этот человек, овладевший тобою?
- Нет, обрел этот человек премудрость надо мною не как
мудрец, а как простой человек.
- Расскажи мне о нем.
Жил был на свете гончар. Когда он садился на рассвете за
гончарный круг, солнце красило его руки в золотисто-багровый цвет. Кувшины и
чаши его были красивы настолько, что раковины морские, которые были диковинками
в этом пустынном сухом краю, не могли сравниться с ними тонкостью линий и
простым очарованием узоров.
- Гончарное дело самое древнее ремесло, было одним из самых
распространенных ремесел на Руси и это ремесло не должно быть забыто. А глина –
удивительный чистый природный материал, пластичный, теплый с особой
энергетикой. Она податлива и легко принимает желаемую форму. Изделия из нее не
только красивы, еда в такой посуде очень вкусная. В ней сохраняются все витамины
и полезные свойства продуктов. Кроме того, глиняная посуда идеально подходит
для хранения продуктов. Если хранить муку или крупу в глиняном горшке, то в них
не заводятся жучки, молоко дольше не скисает. Работать с глиной одно
удовольствие.
Природная глина
обладает теплом.
Что необходимо для
гончарного производства?
- Для гончарного
ремесла, нужен гончарный круг, естественно, нужна сама глина, вода, руки и
фантазия мастера, муфельная печь. Это печка со специальной жаростойкой
муфельной камерой, в которой обжигаются изделия при температуре от 900 до 1000
градусов.
Что такое гончарный круг?
- История создания
гончарного круга уходит далеко в древние времена. Считается, что гончарный круг
впервые появился в древнем Вавилоне в IV тысячелетии до н.э., а затем
распространился в Египет, Индию, Грецию. На европейских землях он стал известен
довольно поздно, лишь около 500-х годов до н.э. Первые гончарные круги были
ручными. Мастер одной рукой крутил круг, а другой делал изделие, они получались
немного неказистые и кривые. Затем придумали ножной гончарный круг. При работе
на таком круге у мастера обе руки свободны и изделия, соответственно,
получались более утонченными и аккуратными. Сейчас гончары работают на
электрическом гончарном круге - это диск из гладкого материала, который насажен
на ось. Ось приводится в движение электродвигателем, механическим способом.
Где берут глину
для изделий?
-Используем местную
глину.
Трудоемкий процесс ее приготовления?
- Главное условие доброкачественности массы - это её
однородность. Для того чтобы, глина могла быть употреблена в дело, её надо
первоначально очистить. Сначала ее храним на воздухе, вымораживаем, затем, разламывается на мелкие кусочки, вымачивается
и помещается в шаровую мельницу (сырой помол). После чего, процеживается,
отстаивается, когда влага выходит, заливаем в гипсовые формы. Перед работой
проминается.
Как определить, готова – ли глина к работе?
- Нужно раскатать,
согнуть в баранку и, если нет трещин,
значит, глина готова к использованию.
- Затем следует сушка, для того, чтобы испарилась вода. Сушится работа из глины на стеллаже, при
комнатной температуре, в течение нескольких дней. По желанию декорируется, для
прочности и влаго непроницаемости обжигается в печи. После чего, глина
превращается в керамику. Наиболее примитивный способ обжига — костровой
применялся в догончарную эпоху. При обжиге на костре стенки сосудов
прокаливались очень неравномерно: с одной стороны могла прокалиться вся толщина
стенки докрасна, а противоположная стенка могла остаться черной или
покрасневшей лишь с внешней стороны.
При печном обжиге
обычно прокаливалась вся поверхность горшка как с внешней, так и с внутренней
стороны, но середина могла остаться не прокаленной. Только обжиг в специальном
гончарном горне, позволяющем достигать высокой температуры, давал полную
прокаленность всего глиняного теста. Сосуды горнового обжига легче по весу, чем
обожженные в печи, звенят при постукивании и имеют в изломе сплошной цвет
хорошо прокаленной глины (от беловатого до кирпично-красного). На современном
производстве обжиг керамики производят в муфельных печах с большими обжиговыми
камерами.
Мы подошли близко к цели. Но не достигли её. Нам всё нужно
увидеть своими глазами и потрогать своими руками. Своими ногами мы отправились
в свой школьный краеведческий музей.
Отечество, родной
край. Так называем мы землю, где родились и прожили долгие годы, землю, где
трудились и которую защищали наши отцы и прадеды. От этих слов возникло понятие «краеведение»
(от слов «ведать», «знать» свою родину, её природу, историю, быт, традиции,
верование). Маленькая точка на карте нашей страны. Небольшое село - которых
тысяча. Но какая история у нашего села!!!
«Пусть велика моя Отчизна
И много в ней путей – дорог.
Но я люблю Илек родимый,
России тихий уголок!»
В западной стороне от нашего села жили гончары, которые
изготавливали посуду, горшки, крынки и другую кухонную утварь. Этот район
раньше называли «земляным хутором». Проходит он по яру ул. Омская, граничит ул.
8-е Марта. Проблемный вопрос нашего исследования лежит на поверхности: Жив ли гончарный
промысел в нашем селе на сегодняшний день? Знать историю своего края – это
актуально, а нести знания в массы - это почётно и актуально вдвойне! И пусть
про нас говорят: «От горшка - два вершка», мы докажем обратное - «Не боги
горшки обжигают»!
В Илекском краеведческом музее мы узнали, что гончарным
ремеслом зарабатывали себе на жизнь Песняевы. Мы обошли старожилов этого края,
но они не помнят такой фамилии. Зато рассказывают
Итак, шесть поколений в песняевском роду были гончарами,
горшечниками, ремесленниками.
Песняевы – мордва, и как род оказался в Башкирии – мы не
знаем. Здесь есть только одно чисто мордовское село – Нижнее Узлы (в 40 км от
Стерлитамака), древнее село, оно и сейчас существует, и живут там мордва, но
Песняевых – никого, и гончарного производства нет. А выехали от туда Песняевы
(Игнат Ильич с сыновьями Ефимом, Федором и племянником Тимофеем) в 1935 годы в
Оренбург . Дед, Тимофей Ильич, умер от тифа в 1922 году. К тому времени у
бабушки Татьяны Васильевны (1886-1953) из одиннадцати детей остался в живых
только Тимофей.
В Оренбурге Песняевы организовали гончарный цех при
кирпичном заводе (где – то на Маяке), но пробыли здесь не долго, двинулись
дальше. В 1937 году поселились всем кланом в 3-х км от Илека, накопали землянок
в Яру (старое русло Урала), построили из плетня и самана гончарный цех. В яру
выкопали горн для обжига и начали в четвером (дед Игнат, Федор, Ефим, Тимофей)
лепить горшки, а женщины на подхвате – месили глину, топили свинец и глазурь,
заготавливали дрова, дежурили сутками у горна во время обжига. Словом, тяжелый
труд, всем хватало… А по воскресеньям –
на базар в Илек с горшками (в Илек отовсюду съежались).
На войну уходили все с этого земляного «хутора». И Ефим, и
Федор, и Тимофей и мужья сестер Ефима и Федора. Остался здесь дед Игнат, и всю
войну с бабами продолжал гончарное производство. Песняевы пришли с войны все
живые и продолжали гончарить, только дед Игнат умер. Потом Тимофей начал
работать на Промкомбинат, а Федор и Ефим выехали в Краснохолм и гончарили на
Промкомбинат. Ефим ушел через некоторое время лесником в Чесноковку, а Федор
так и гончарил до пенсии. После него, после его смерти, как и после смерти
Тимофея в Илеке, прекратилось гончарное дело. Точно знаем, что в то время в
Оренбургской области они вдвоем были единственными гончарами. Правда, Федор
научил гончарить своего сына Анатолия, но тот после смерти отца не захотел в
одиночку заниматься этим, да еще музыкальный талант в нем открылся, и он
поступил в какой – то армейский ансамбль. Сейчас где он – не знаем… у Тимофея
же были только девки, и не кому было ему передать свое мастерство. Девчонок он
приучал, но у них ничего не получалось.
И еще: все Песняевы за круг гончарный садились рано, а с 12
– 13 лет работали уже самостоятельно, выдавали продукцию на продажу.
В народе говорили: «В песняевских горшках вся Оренбургская
область щи варит!». Может, и не вся
Оренбургская область варила щи в песнявских горшках, может, были и другие, но варила в горшках.
Теперь горшки не нужны стали – и умерло ремесло.
Умерло ремесло – пресекается род. Сейчас гончарного
производства у нас нет. Остались лишь ямы и разрушенные печи для обжига, а
жаль. Хотелось бы, чтобы это ремесло возродилось, и мы снова бы увидели: пузатые горшочки,
изящные вазы с изображениями пейзажей и красавиц, причудливые гроты для
аквариумных рыбок... Это богатство человеку подарила сама природа, в тайниках
которой девять тысячелетий назад человек обнаружил глину.
Мы рады, что смогли исследовать гончарный промысел. По пути
исследования мы
- приобрели
топонимические знания (топони́мика (от греч. τόπος (topos) — место и ὄνομα (ōnoma) — имя, название)
— наука, изучающая географические названия, их происхождение, смысловое
значение, развитие, современное состояние, написание и произношение);
-узнали интересные
сведения о керамике, гончарном круге;
- познакомились с
экспонатами гончарного производства;
- закрепили навыки
работы с компьютером;
-ещё раз убедились,
что пословицы и поговорки есть на все случаи жизни!
Но самое главное –
впереди: Горшок упал, не разбился, а звон все услыхали! Нас тоже должны
выслушать наши одноклассники, родители и все люди, кому небезразлично прошлое и
настоящее нашего Илекского края!
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.