пятница, 5 апреля 2013 г.

Аналитическая справка «Описание педагогического опыта учителя, раскрывающая сущность его методической системы»

Тема педагогического опыта: «Организация исследовательской деятельности школьников по химии и биологии» Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны рождаются еще на школьной скамье. В нас самой природой заложено побуждение к исследованию: это дает нам возможность адаптироваться, выжить, победить обстоятельства, справиться с проблемными ситуациями. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их мечты, вывести школьника в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности. Противоречие состоит в том, что окружающее информационное пространство, субъектом которого является ученик, отличается динамичностью и быстро увеличивающимся объемом информации. Однако учащиеся не всегда могут ориентироваться в этом потоке новой информации, извлекать необходимые факты и данные, продуктивно использовать их в своей деятельности. Идея изменений состоит в том, что выходом из создавшейся проблемной ситуации может стать организация научно-исследовательской деятельности. Тем более, что современная система образования ориентирует учителя не на передачу знаний в готовом виде, а на организацию обучения самостоятельной деятельности учащихся и доведения ее до уровня исследовательской работы, выходящей далеко за рамки учебной программы и позволяющей создавать новое знание. Концепция изменений основана на личностно – деятельностном подходе, предполагающем организацию специальной работы по формированию навыков научно-исследовательской деятельности учащихся, обучения их целеполаганию и планированию, организации и регулированию собственных действий, контролю, самоанализу и оценке результатов деятельности, требующим предоставления ученикам возможностей самим творить знания, создавать образовательную продукцию по предмету и на социокультурном подходе, связанном с формированием культуры общения, развитием собственной нравственности и интеллекта. Моя задача - создание условий для развития творческих способностей и самосовершенствования личности через организацию научно-исследовательской деятельности учащихся на базе курса естественных наук. На всех этапах исследовательской деятельности учитель и ученик действуют как равноправные партнеры, что способствует формированию субъектной позиции, развивает творческие способности и чувство ответственности. Над темой педагогического опыта «Организация исследовательской деятельности школьников по химии и биологии» работаю с 2009 года. Первый опыт по проблеме получила на курсах повышения квалификации. Модель обучения исследовательской деятельности, которую применяю в своей педагогической практике, включает следующие элементы: 1. постановка проблемы; 2. создание мотива к обучению; 3. определение учебной задачи: анализ имеющихся знаний; совместное планирование; выбор технологии; подготовка раздаточного материала; 4. усвоение знаний; 5. подготовка проектов решения; 6. социализация - предъявление результатов работы коллективу; 7. совместный анализ; 8. рефлексия - эмоциональное осмысление своей деятельности. Вовлечение обучающихся школьников в исследовательскую деятельность осуществляется на уроках биологии (6-8кл. по программе Сонина Н.И.) и химии (8 – 11 кл. по программе Н.Е. Кузнецовой), на элективных курсах, в РМОЗШ «Мир» по предмету «Химия» и просто – после уроков. Графическое отражение количества победителей исследовательских проектов на разных этапах за последние годы наглядно демонстрирует положительную динамику в возрастающем количестве победителей. Также следует отметить, что к индивидуальным победам за последние два учебных года добавились командные победы в телекоммуникационных проектах регионального и федерального уровня. Рост количества участников творческих конкурсов и конференций сопровождается повышением качества выполненных работ. Расширяется кругозор тематики проектов. Если первые проекты, например, «Загрязнение атмосферного воздуха и прилегающей территории школы автомобильным транспортом» (победитель областной научно – практической конференции «Юность. Наука. Третье тысячелетие» 2009 года) или «Загадка Крещенской воды. Феномен или вера!? (победитель областной научно – практической конференции «Юность. Наука. Третье тысячелетие» 2010 и 2011 г.) в основном несли химическую и экологическую направленность, то последние проекты, например «Эколого – патриотическая тропа «В обычном необычное» имеет химический, экологический, исторический, краеведческий и другие аспекты. Поэтому этот проект представлен на разных по тематике конкурсах: 1. VII Всероссийский конкурс школьных исследовательских работ с международным участием «ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ» (призер); 2. Третий этап III конкурса детского креатива «Краски осени», организованный общественным фондом «Содействие», г. Санкт – Петербург 3. Всероссийский конкурс методических разработок педагогических работников образовательных учреждений «Виват, Россия!», организованный на учебно-методическом портале УчМет (www.uchmet.ru) СМИ "Информ-образование. Электронный методический журнал". 4. Областной конкурс исследовательских работ учащихся «Моя малая Родина: природа, культура, этнос» (лауреат); 5. Районный конкурс «Общественно – активный класс – образец общественности» в номинации «Важное дело» (победитель); 6. Районный фотоконкурс «Моя малая родина: природа, культура, этнос» (3 место); Исследовательская деятельность очень эффективна; при соблюдении ряда дидактических условий позволяет школьникам в дальнейшем работать с собственной образовательной программой. Эти условия таковы: во – первых, рефлексия как условия перехода от образования к самообразованию; во – вторых, способы обучения дают возможность вести достаточно мягкое сопровождение со стороны педагога. По оценкам учителей школы ученики, которые занимаются исследовательской деятельностью более глубоко, разбираются в причинах различных явлений, более продуктивно работают, убедительно отстаивают свою точку зрения. Выпускники способны к самоопределению, ибо освоили его процессы (понимания, проблематизацию, коммуникацию, рефлексию) и средства (текст, событийную общность, позицию взрослого). Педагогический опыт представлен в следующих формах: Статья «Развитие творческой одаренности через научно-исследовательскую деятельность: из опыта работы» (IX Всероссийский открытый конкурс педагогов «ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РОССИИ»); Обобщение педагогического опыта на Всероссийском уровне. Центр пед. технологий имени К.Д.Ушинского «Новое образование» Из опыта работы: организация эколого – патриотической тропы; Методический материал «Эколого - патриотическая тропа "В обычном необычное" Всероссийский конкурс методических разработок педагогических работников образовательных учреждений «Виват, Россия!», организованный на учебно-методическом портале УчМет (www.uchmet.ru) СМИ "Информ-образование. Электронный методический журнал". Данный педагогический опыт имеет общеметодический уровень практической значимости. Его результаты имеют большое значение для организации учебно-воспитательного процесса, для методики проведения исследования, организации урочной и внеурочной работы с учащимися. Полученный мною результат расширяет известные теоретические и практические положения технологии проектно – исследовательской деятельности, открывает новые грани проблемы позиционного самоопределения старшеклассника и закономерностей его становления как субъекта собственной деятельности. Ограничений в использовании данного опыта нет. Рекомендуется для организации исследовательской работы с одарёнными детьми. Данная информация полезна для учащихся старших классов и будет повышать их интерес к естественнонаучным дисциплинам. Поможет учителям общеобразовательных школ и преподавателям в системе учреждений дополнительного образования в их работе с одарёнными детьми. Планирую распространить наработанный мною опыт на личном сайте, в средствах массовой информации: районной газете «Урал», в фестивале педагогических идей «Открытый урок». Данный опыт имеет своих последователей. Это учителя химии и биологии нашего района. Являясь руководителем районного методического объединения учителей химии, на заседаниях консультирую учителей по вопросам организации исследовательской деятельности учащихся.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.